ССЫЛКИ МЕРОПРИЯТИЯ-КОНФЕРЕНЦИИ БИБЛИОТЕКА РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ ГИМНАЗИИ И ЛИЦЕИ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРАВОВАЯ БАЗА ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОБ ОТДЕЛЕ ВЫСОКО-ПЕТРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ НОВОСТИ И ОБЪЯВЛЕНИЯ

 
Отдел Религиозного Образования и Катехизации
 
 



 
Итоговый документ
Восьмых Рождественских Образовательных Чтений


По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея с 23 по 29 января 2000 года в Москве прошли Восьмые Рождественские образовательные чтения, организованные Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Очередные Рождественские чтения 2000 года посвящены великому юбилею — 2000-летию Рождества Христова. В рамках Чтений состоялись тематические конференции, на которых обсуждалась роль христианства в формировании мировой цивилизации, в развитии науки, культуры, образования. Особое место на Чтениях было уделено проблемам православного просвещения и духовно-нравственного воспитания в современном мире, а также вопросам сотрудничества Церкви и государства.

В работе Чтений участвовали синодальные структуры Московского Патриархата: Отдел внешних церковных сношений, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, Издательский совет, Миссионерский отдел, Учебный комитет, Московские Духовные академия и семинария, Российский православный университет св. Иоанна Богослова, Православный Свято-Тихоновский богословский институт.

Чтения открылись Божественной Литургией в Храме Христа Спасителя, которую совершил Святейший Патриарх Московский в всея Руси Алексей.

Более 5 тысяч представителей российских и зарубежных епархий Русской Православной Церкви участвовали в работе 32 конференций, секций и круглых столов. Было заслушано 30 пленарных докладов и 450 секционных. Пленарные выступления продолжались три дня, столько же времени шла работа по направлениям. В заключительный день участники Чтений совершили паломническую поездку в Троице-Сергиеву Лавру, где был отслужен молебен у раки преподобного Сергия и прошла встреча с преподавателями Московской Духовной Академии.

Рождественские чтения восьмой год стали традиционным местом встречи светских ученых, педагогов, руководителей образовательных учреждений с представителями Русской Православной Церкви. В Чтениях участвовали Российская Академия наук, Министерство общего и профессионального образования РФ, Российская Академия образования, Московский Комитет образования, Российская Экологическая академия и другие государственные учреждения.

В рамках Восьмых Рождественских образовательных чтений прошла конференция “Духовное образование военнослужащих и работников правоохранительных учреждений”, посвященная вопросам духовного просвещения в армии и милиции, а так же конференция “Русская Школа”. Более 50 издательств, монастырей, приходов, иконописных и художественных мастерских участвовали в выставке-продаже духовной, учебно-методической, научной и художественной продукции.

Чтения открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексей. Активными участниками и докладчиками чтений стали архиереи Русской Православной Церкви: митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман, епископ Бронницкий Тихон, епископ Верейский Евгений, епископ Новосибирский и Бердский Сергий, епископ Красногорский Савва, епископ Белгородский Иоанн, епископ Гродненский и Волковысский Артемий и многие другие священнослужители Русской Православной Церкви.

Со стороны государственных и общественных структур с докладами на пленарных и секционных заседаниях выступили министр общего и профессионального образования РФ В.М.Филиппов, президент Российской Академии образования Н.Д.Никандров, министр образования и науки Республики Беларусь В.И.Стражев, первый заместитель министра внутренних дел РФ генерал-полковник В.И.Федоров, начальник главного Управления воспитательной работы ВС РФ генерал-лейтенант В.М.Азаров, ректор МГУ им. М.В.Ломоносова академик В.А.Садовничий, академик-секретарь Отделения экономики РАН Д.С.Львов, начальник Информационно-аналитического управления аппарата Совета Федерации Федерального собрания РФ С.Ю.Глазьев.

На открытии Чтений присутствовали архиепископ Иппоно-Заритский, апостолический администратор для католиков латинского обряда европейской части России Тадеуш Кондрусевич и Председатель Совета Муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин.

В своем Слове на открытии VIII Рождественских образовательных чтений Предстоятель нашей Церкви сказал, что пришествие в мир Спасителя, упорядочив летоисчисление, разделило всемирную историю на две эпохи - до и после Рождества Христова. “Ныне от этого события нас отделяют двадцать веков. И возможно, лишь с такого отдаления становится по-настоящему внятно великое значение тех необыкновенных дней”.

Его Святейшество подчеркнул, что земной подвиг Спасителя переменил судьбы человечества, придал подлинный смысл истории, дал людям возможность обновления и преображения. Смысл Воплощения Предвечного Сына Божия осознается прежде всего в связи с искуплением и Воскресением, “которыми Господь положил незыблемую основу новому преображенному творению и его духовному средоточию - Святой Церкви Божией. Именно во Христе, совершенном Боге и совершенном Человеке, освящена и обожена наша тварная природа, дарован нам путь к миру и полноте бытия”.

Святейший Патриарх отметил, что “подобно тому, как в истории навсегда запечатлено Боговоплощение, так и в каждом из нас присутствует неистребимый ничем образ Божий. Он явственно виден в вершинных достижениях человеческого творчества, хотя не всегда вполне осознан самим художником. Все лучшее, созданное человеком, все, что стало неотъемлемой частью нашей культуры, сохраняет в себе Божественное основание. Вот отчего нам понятен глубинный христианский лик культуры, несмотря на все пагубные веяния последнего времени”.

По словам Предстоятеля Церкви, - “сама наука, само человеческое знание хранит на себе печать христианского миропонимания”. Но “технический и материальный прогресс сам по себе не принес человечеству ни мудрости, ни счастья. Он даже поставил нас на грань выживания сильнее, чем когда-либо прежде”.

Особо подчеркнул Святейший Патриарх необходимость “развивать в детях и подростках нравственное чувство, приверженность исконным духовным ценностям, любовь к Отечеству, его истории, культуре и языку, заботу о его будущем. Это неразрывно связано с целенаправленным раскрытием перед юными согражданами разрушительности и пагубности пороков, преступлений, морального нигилизма, вражды и розни, гражданской безответственности. От воспитания новых поколений россиян зависит будущее страны - зависит не в меньшей мере, чем от политики или экономики. Вот почему создание обновленной системы воспитания должно стать не только государственной, но и общенародной заботой”.

С приветственным словом к участникам Чтений обратился руководитель администрации президента А.С.Волошин. Приветствия участникам Чтений направили так же председатель Государственной Думы Г.Н.Селезнев и мэр Москвы Ю.М.Лужков.

На торжественном заседании в Государственном Кремлевском дворце выступил министр образования В.М.Филиппов. Министр образования в своем докладе отметил, что нынешние Чтения по времени не случайно совпали со Всероссийским совещанием работников образования, в котором приняли участие делегаты, представлявшие все уровни российского образования от всех 85 субъектов Российской Федерации. По словам министра, эти два события совпали не только по времени и месту, но и по своему смыслу и духу, что обусловлено неустанным вниманием Православной Церкви к образованию детей и молодежи.

Министр рассказал о работе Всероссийского совещания работников образования. Итогом Совещания стала выработка основополагающих принципов преобразования общеобразовательной и профессиональной школы. Участники Совещания приняли Доктрину образования РФ, определившую основные цели его развития и пути их достижения на ближайшие десятилетия ХХI века. Центральное место в этом стратегическом документе, по словам докладчика, отведено нравственному и гражданскому воспитанию новых поколений, решению именно тех задач духовного становления личности, на которых Православие неизменно концентрирует внимание человека, семьи и общества. По словам министра, “общество вновь приняло и поняло необходимость воспитания и обращение к нетленным истинам христианства и Православия”.

Министр образования сделал в своем докладе вывод, что “Российское государство возвращается в сферу образования”. После периода поисков своего места в изменившемся российском общество оно проявило волю и способность “выступать не только в качестве мытаря, сколько в качестве пастыря в соответствии с нашими историческими традициями”.

В своем выступлении министр образования затронул острые проблемы, стоящие перед нашим обществом, сказав, в частности, что в стране в настоящее время около 670 тысяч детей, оставшихся без родителей. По словам Министра, сирот сегодня примерно столько же, сколько было после Великой Отечественной войны.

В.М.Филиппов рассказал, что в августе 1999 года Минобразования совместно с Московской Патриархией был подписан Договор о сотрудничестве, предполагающий реализацию совместных программ, направленных на подъем духовности в развитии образования в России, противодействию распространения в среде молодежи пороков наркомании, алкоголизма, табакокурения; поэтапное введение в процесс образования стандартов по специальностям “Теология” и “Религиоведение”; организацию совместных мероприятий по празднованию 2000-летия христианства.

В заключение Министр выразил уверенность в том, что совместные усилия школы и Церкви обеспечат подъем образованности и духовности общества на ту высоту, которая отвечает запросам личности, потребностям будущего страны, нетленным идеалам и ценностям человечества и Православия.

Первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник В.И.Федоров в своем приветственном слове отметил, что “без обращения к духовным и нравственным основаниям нам не создать демократического, правового, дееспособного государства”. Только буквой закона или усилиями правоохранительных структур без углубления духовности каждого человека, в том числе и работников правоохранительных органов, эта задача не может быть решена.

С докладом Проблемы духовного обновления школы выступил министр Образования и науки республики Беларусь В.И.Стражев. Он рассказал о состоянии и проблемах образования и воспитания в республике Беларусь, о направлении, по которому ведутся поиски путей решения проблем современного образования.

В докладе Президента Российской Академии образования Н.Д.Никандрова Православие - судьба России содержался призыв “положить в основу общественного воспитания, т.е. воспитания в школе и в обществе, российскую патриотическую идею, немыслимую без Православия”.

Доклад Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата был посвящен крайне важной и актуальной теме соотношения науки и Церкви. Докладчик, проследив истоки научного знания и историю взаимоотношений христианства и науки на протяжении двух тысячелетий, отметил, что религия и наука относятся к разным сферам опыта, однако “отдаляясь от христианских ценностей, наука становится бездуховной, а ее применение теряет нравственные, гуманистические ориентиры. Это приводит к негативным последствиям, превращая науку из служителя человеку в силу, направленную против него”.

Отход от христианских оснований пагубно сказывается и на самой науке. “Провозглашение независимости науки от традиционных христианских ценностей, в конечном итоге, равнозначно отрицанию науки. В настоящее время в нашей стране широко распространяется и пропагандируется псевдонаука и различного рода оккультные учения антинаучного содержания. Эту опасность сознают и сами ученые, которые сознательно или инстинктивно тянутся к Православию”.

24 и 25 января Рождественские чтения проходили в здании Мэрии Москвы. На них выступили видные иерархи, богословы, ученые и политики. Наибольший интерес, по мнению многих участников, представляли доклады, посвященные общественно-политической тематике. Первым по традиции выступил постоянный член Священного Синода, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, который говорил о соотношении либерального и традиционного начал в современной жизни. Целью религиозного образования, по словам Владыки Кирилла, является православный образ жизни. Это не только знание вероучения и умение отличать Православие от других конфессий, но в первую очередь это способность людей использовать религиозную мотивацию в своей личной, семейной, общественной и профессиональной деятельности. По словам его Высокопреосвященства, религия не может быть только личным делом человека, как это утверждает либеральная идеология. Религиозная мотивация должна пронизывать не только семейную, но и общественную, политическую и государственную жизнь. Нельзя быть христианином дома и не быть им в своей профессиональной деятельности. Митрополит Кирилл определил Православие как норму веры, покоящуюся на Священном Писании и Предании Церкви. В истории России Православие при столкновении с другими духовными нормами (мусульманство, буддизм), как правило, мирно уживалось с ними. Ситуация современного мира, по словам председателя ОВЦС, поставила доселе невиданные проблемы. Владыка Кирилл обрисовал три пути их разрешения: первый путь - изоляционистский, второй – либеральный, принимающий западный образ жизни, и третий, по мнению митрополита, единственно верный, сочетающий в себе укорененность в традициях духовно-нравственной жизни народа и достижения в экономике, политике, общественной жизни, свойственные либеральному подходу западного общества.

В своем выступлении Духовное образование сегодня постоянный член Священного Синода, Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий поделился взглядами на эту важнейшую проблему. Наше общество, с сожалением констатировал Владыка, несведуще и малообразованно в вопросах религии. Его можно увести куда угодно, что и делают всевозможные секты, лжеучителя и лжепророки. Поэтому религиозное образование очень важно. Митрополит Ювеналий коснулся темы возможных преобразований в Церкви. Обсуждавшиеся на Поместном соборе 17-18 годов реформы не были проведены, этому помешали политические условия, а так же деятельность обновленцев, скомпрометировавших себя и как священники, и как христиане. Любые преобразования надо осуществлять благоговейной и благочестивой рукой. Владыка Ювеналий подчеркнул, что разрешать сложные вопросы церковной жизни необходимо терпеливо, богословски компетентно. Для этого наше общество должно быть сначала духовно просвещено.

История нашей Церкви последних лет вновь показала, что образование и воспитание должны идти рука об руку. Дело Церкви, конечно, воспитание, главная задача которого - привить церковность. При этом важнейшую роль имеет личность воспитателя. Его Высокопреосвященство поделился уникальным опытом религиозного образования в своей епархии. В каждом благочинии существует ответственный за религиозное образование. Сегодня в Московской области 483 духовно-просветительских учреждений, из них 244 детских церковно-приходских школ. При этом Владыка Ювеналий отметил, что если учесть духовные запросы России, если учесть число молодежи в Московской области, то это ничтожно мало, и мы еще в начале чрезвычайно важного пути по развитию религиозного образования.

Рождественские чтения уже восьмой год являются всероссийским съездом православной педагогической общественности. Вопросам православной педагогики на Чтениях было посвящено несколько конференций и секций. В частности, такие как “Преподавание православного вероучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях”, “Образовательная деятельность приходов, благочиний, епархий”, “Православное дошкольное воспитание”, “Воскресная школа” и другие. Значительная часть педагогов приехала со своими весьма интересными и значимыми разработками. Взаимный обмен опытом преподавания Закона Божия, духовно-нравственных дисциплин и основ православной культуры в школах стал неоценимым подспорьем всем труженикам на ниве религиозного образования. Особенно впечатляющим оказался опыт подмосковного города Ногинска, где почти во всех школах введен предмет “Основы православной культуры”. Подобная деятельность ведется и в ряде других епархий.

18-22 января в здании Совета Федерации в рамках Чтений прошла конференция “Русская школа как система воспитания и образования”. В ней приняли участие 520 педагогов, представлявших все регионы нашей страны. Открыл конференцию первый заместитель министра общего и профессионального образования РФ А.Ф.Кисилев. Было заслушано 150 выступлений. Конференция “Русская школа” сочла необходимым обратиться к руководству Академии повышения квалификации РФ с просьбой об открытии направления “Русская школа” для повышения квалификации специалистов средних школ и дошкольных учреждений православной ориентации.

26 января в Даниловском гостиничном комплексе прошел 1-й Съезд директоров православных учебных заведений общего и дополнительного образования. На нем были подведены итоги 3-х летней подготовительной работы. На съезде были представлены 34 образовательных учреждения.

27 января был проведен круглый стол руководителей епархиальных отделов религиозного образования и катехизации и руководителей православных учебных заведений. На встрече, в частности, была отмечена важность расширения системы богословского образования для мирян. В этом отношении представляется весьма ценным опыт Российского православного университета св. Иоанна Богослова и Свято-Тихоновского богословского института. Участниками Чтений было высказано пожелание расширить систему заочного обучения.

Во второй половине дня 27 января состоялся прием Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексеем руководителей епархиальных отделов религиозного образования и катехизации и директоров православных учебных заведений. Его Святейшество, в том числе, отметил, что преподаваемый сегодня в школах и вузах предмет “Религиоведение” нами не может быть приемлем, ибо он размывает основы Православия.

В рамках конференции “Православие и воспитание детей в семье и школе” прошли круглый стол “Программа курса для старшеклассников “Духовно-нравственные основы семьи: психология, культура, традиции”. Опыт, перспективы, проблемы” и секция “Воспитание детей в семье”. На конференции были представлены разные грани православного воспитания детей в школе на уроках литературы, истории, искусствоведения; опыт воспитания в православном детском доме, духовно-просветительском центре. Собравшиеся обсудили программы работы педагогов по семейному воспитанию со старшеклассниками и родителями. После доклада начальника управления воспитания и дополнительного образования Министерства образования РФ В.А.Березиной состоялось обсуждение противоречий между законодательными основами нынешнего образования и воспитания, с одной стороны, и назревшей фактической необходимостью сотрудничества светского образования с Православной Церковью, с другой стороны.

Участники Чтений высказали мнение, что большое значение для системы православного образования имеет развитие образовательной и воспитательной деятельности на приходском уровне. Вопросы учебно-методического обеспечения, аттестации православных педагогов - самые актуальные сегодня, эти проблемы усугубляются нехваткой квалифицированных кадров, отсутствием правил и требований аттестации, а также координации деятельности церковных образовательных структур. Было решено обратиться к Священноначалию Русской Православной Церкви с просьбой благословить назначение при каждом благочинии ответственного за религиозной образование, чтобы тем самым более активно включить благочиния в работу по религиозному образованию. Особое внимание, по мнению участников Чтений, следует уделить координации деятельности различных центров православного образования и церковных структур религиозного образования. Прежде всего для этого необходимо создать информационную службу при Отделе религиозного образования с использованием всех современных средств связи (в том числе интернета) и наладить работу по обобщению и систематизации опыта воспитательной и образовательной работы.

Сотрудничество со светской школой - это одна из самых острых и важных проблем развития религиозного образования. Главным препятствием на этом пути оказываются законы РФ и сопротивление некоторых административных работников как в центре, так и на местах. Учитывая, что Православие является главной духовной и нравственной опорой большей части населения нашей страны, и значительная часть налогоплательщиков Российской Федерации, финансирующих государственную систему образования, принадлежит к Православию, участники Чтений считают, что Православие должно войти в государственную школу, а православные школы должны пользоваться поддержкой со стороны государства. Обоснование этой позиции содержится в преамбуле Федерального Закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” от 26 сентября 1997 года, согласно которой государство признает особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры.

Участники Чтений были единодушны в том, что сегодня возможность преподавать в школе знания о религии является неполной и достаточно неопределенной. В вышеупомянутом Законе пункт 4 статьи 5 гласит, что “по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы”. Эту предусмотренную законом возможность обучения детей религии разъясняет Информационное письмо Министерства образования РФ от 4 июня 1999 года “О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательной программы в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений”. В данном Письме речь идет только о предоставлении религиозной организации помещения для проведения в нем занятий. При этом, однако, решение об организации в образовательном учреждении факультатива по религии принимает администрация учреждения. Свое решение она должна согласовать не только с органом самоуправления этого учреждения (попечительским советом, общим собранием, педагогическим советом), но и с муниципальным органам самоуправления, к числу которых могут относиться городская дума, мэрия и другие органы. В соответствии с законом образовательное учреждение или вышестоящие органы могут отказать религиозной организации в проведении занятий, что практически сводит на нет возможность обучения детей Православию. Существующая в настоящее время законодательная база в сфере религиозного образования является неудовлетворительной, так как не позволяет всем желающим получать знания о Православии. В связи с этим участниками Чтений были высказано предложение поставить перед высшими органами государственной власти вопрос о законодательном закреплении понятия “традиционной”, “культурообразующей” религии, которой в России является Православие. В результате введенные в программу государственных школ курсы могут получить православную ориентацию, что отвечает потребностям большинства населения страны.

Весьма бурно и насыщенно проходила работа секции “Православие и медицина”. Ее участники - ведущие ученые и медики России - констатировали, что в стране продолжается неконтролируемое ухудшение здоровья населения, а показатели смертности значительно превышают показатели рождаемости. Небывало высокого уровня достигает в России число абортов. Сложившееся крайне опасное положение, чреватое вымиранием народа России, его физической и психической деградацией, обусловлено тем, что общество не может опереться на твердую нравственную основу, утратило ценности, правила и нормы, выработанные нашим народом на протяжении веков.

В данной ситуации прежде всего необходимо запретить на территории России деятельность РАПС, ведущую к растлению детей, повышению числа абортов и снижению рождаемости. Финансирование региональных программ “Планирования семьи” не может восприниматься иначе, как геноцид. Участники Чтений выступили с требованием запретить все виды сексуального просвещения в школах, детских садах и других организациях, как противоречащие традиционным ценностям русского народа и усугубляющие демографическую катастрофу. Сегодня жизненно необходимо вводить “программы целомудрия” с ориентацией на брак, супружескую верность и многодетность.

На секции “Православие и медицина” было так же принято обращение к Министерству здравоохранения России о включении в блок гуманитарной подготовки студентов-медиков курса биомедицинской этики.

Ряд конференций и секций был посвящен вопросам отношения науки, культуры, философии, с одной стороны, и Православия - с другой. Большой интерес представляла работа конференции “Научные и богословские аспекты исследования Туринской Плащаницы и чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви”. Она проходила 27 и 28 января. Ее участниками стали известные ученые различных специальностей, богословы, искусствоведы. Присутствовали ученые из Соединенных Штатов, Италии и других стран. Более двадцати докладов были выслушаны с огромным интересом и вызвали оживленное обсуждение. Тема Туринской Плащаницы - одна из самых волнующих сегодня. Над ней уже не один десяток лет работают ученые и богословы. При этом исследование Плащаницы не сводится лишь к решению вопроса о ее подлинности. Вопрос стоит гораздо шире. Для физиков, химиков, криминалистов, медицинских экспертов Плащаница стала неким “пятым евангелием”, повествующем о смерти и Воскресении Иисуса Христа, запечатанным свитком, который они только начинают открывать.

Не менее важная тема конференции - чудесные знамения, происходящие в Православной Церкви. Именно сегодня - по всей стране мы наблюдаем многочисленные чудесные явления, прежде всего - обновления и мироточения икон. Их количество небывалое в истории России. На конференции были представлены некоторые итоги работы, проводимой в этом направлении под эгидой Отдела религиозного образования и катехизации. Выступили также известные исследователи из Москвы, Петербурга и других городов. Конференция положительно оценила опыт их работы и рекомендовала разработать программу с целью получения подробных и достоверных описаний происходящих чудесных знамений.

Конференция “Христианство и наука”, состоявшаяся 26-28 января на физическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова, собрала более 150 человек. С докладами выступили 32 ученых из ведущих научных учреждений Москвы и С.-Петербурга. Они предприняли глубокий и всесторонний анализ развития науки и ее взаимодействия с религией, и констатировали, что наука и религия при непредвзятом подходе не противоречат, а взаимно дополняют и обогащают друг друга. Причин для конфронтации сегодня нет, напротив, есть все предпосылки для расширения диалога и сотрудничества. Особенно интересными и значимыми были доклады священников Кирилла Копейкина (С.-Петербург) и Александра Геронимуса (Москва).

На высоком научном уровне прошли конференции “Христианство и философия”, “Христианство и культура”, “Церковные древности”, “Исторический путь христианства”, а так же конференция “Церковь и социально-экономическое развитие России: тенденции и перспективы”. На этих конференциях выступали ведущие церковные и светские ученые. Ректор Уральской государственной архитектурной академии А.А.Стражев рассказал, что по благословении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в их вузе подходит к концу работа над открытием факультета церковной архитектуры.

Чрезвычайно актуальные проблемы экологии были обсуждены на конференции “Христианство и проблемы экологии. Природное и этнокультурное многообразие мира. Роль Русской Православной Церкви в становлении общенациональной стратегии развития России”. Было отмечено, что главной движущей силой разрушения природы является забвение христианских ценностей, прежде всего таких, как ответственность, аскетизм, воздержание. Именно идеалы общества потребления, человеческий эгоцентризм, стремление к комфорту и наслаждениям, безудержная погоня за прибылью и вещами завели человечество в тупик. И без смены ориентиров в духовной области мы не решим экологические проблемы.

Все многообразие современных проблем культуры нашло свое отражение в работе секции “Слово как основа образования”, в рамках которой прошло организационное собрание “Общества ревнителей церковнославянского языка”. На заседании секции известные писатели и литературоведы отметили, что язык современной информационной среды и выпускаемой ныне учебной литературы разрушающе действует на духовно-нравственное здоровье как детей, так и взрослых. В связи с этим было принято решение обратиться к Министерству образования с просьбой сделать церковнославянский язык, лежащий в основе русского языка, обязательным предметом базового учебного плана. Современная школа нуждается в преподавании церковной словесности, которая является истоком национальной культуры. Участники секции считают необходимым создать при Отделе религиозного образования и при Издательском совете Экспертный совет для экспертизы учебно-методической и научной литературы. Крайне важно при Синодальной богослужебной комиссии (либо при Издательском совете Московского Патриархата) создать группу справщиков вновь создаваемых церковнославянских текстов из специалистов-филологов, обладающих опытом работы с богослужебными текстами.

В ходе работы конференции “Церковь и право”, на которой выступили с докладами В.М.Ильичев, М.Ю.Орлов, О.М.Трайнин, К.А.Чернега, были рассмотрено состояние церковно-государственных отношений на сегодняшнем этапе, а так же проблемы правового регулирования религиозного образования и социально-правовой работы в сиротских учреждениях. На конференции был дан анализ законопроекту “Об охране памятников истории и культуры”.

Круглый стол “Духовное образование и просвещение военнослужащих и работников правоохранительных учреждений” традиционно проводится Отделом Московского Патриархата по взаимодейтвию с вооруженными силами и правоохранительными органами под эгидой Рождественских чтений. Председатель - епископ Красногорский Савва. Выступившие отметили, что Православие неотделимо от истории государства и наших вооруженных сил. Такие ценности как патриотизм, ответственность и жертвенное служение Родине всегда благословлялись Церковью и являлись основой духовно-нравственной подготовки военнослужащих.

О своем опыте обращения к острым социальным проблемам общества - в частности, проблемам преступности и наркомании в молодежной среде и увлечения молодежи религиозными течениями экстремистского характера, рассказали участники секций “Православные центры реабилитации наркоманов” и “Мир религиозного сектантства. Опыт преодоления проблемы”. Участники Чтений считают, что необходимо создание удаленных от городской среды реабилитационных центров, куда можно было бы вывозить нуждающихся в реабилитации с одновременным их воцерковлением.

Миссионерскому служению Церкви в современной России были также посвящены круглые столы “Миссия Церкви в ХХI веке” и “Социальное служение Церкви”. Участники Чтений особо отметили социальную миссию общин и церковных приходов, способных стать важным звеном в системе народного самоуправления, тем зерном, из которого в России может вырасти гражданское общество, осуществляющее созидательную социальную деятельность.

На секции “Православные святыни и краеведение” обсуждались основные направления деятельности и конкретный опыт епархий по созданию обществ православных краеведов (Архангельская епархия) и молодежных клубов православного краеведения (Ростовская епархия). Принято решение о взаимодействии с ныне существующими светскими обществами краеведов, а так же с Министерством образования РФ и местными органами власти.

На секции “Православие и театр”, состоявшейся в духовном театре “Глас”, шел разговор о возможности воцерковления людей с помощью театрального искусства. Участники секции вышли с пожеланием о введении религиозного образования в творческих вузах.

28 января на заключительном заседании участники Чтений приняли решение обратиться к Министру общего и профессионального образования Российской Федерации В.М.Филиппову и к заместителю председателя правительства РФ В.И.Матвиенко со своей обеспокоенностью внедрением в школы и вузы страны под видом науки о здоровье так называемой валеологии.

Принимавшие участие в работе Чтений ученые, врачи, учителя и преподаватели вузов, а также священнослужители Русской Православной Церкви считают, что большинство из существующих сегодня учебников и программ по валеологии являются по своему содержанию антихристианскими, оккультными, противоречащими традиционным нравственным ценностям. Пропагандируемое в них учение ведет к нравственному растлению детей и подростков. За термином “здоровый образ жизни” скрывается пропаганда половой распущенности, разрушение психического здоровья молодого поколения. По убеждению участников Чтений, внедрение валеологии приведет к распространению наркомании, венерических заболеваний и СПИДа, росту числа подростковых самоубийств. Содержание валеологии несовместимо с учением Православной Церкви. Православие является главной духовной и нравственной опорой большей части населения нашей страны и значительная часть налогоплательщиков Российской Федерации, финансирующих государственную систему образования, принадлежит к Православию. Участники Чтений присоединились к мнению, выраженному в “Открытом письме” (Медицинская газета, 26 января 2000 г.) медиков, ученых и деятелей культуры, которые полагают, что существование школьного предмета с подобным названием (или с иным, но с той же сутью) недопустимо, ибо несет угрозу национальной безопасности России.

В обращении к Министру образования В.М.Филиппову содержалась просьба исключить курсы валеологии из школьных и вузовских программ не только в рамках федерального (базисного), но и регионального, школьного компонентов образования. Специальность 040700 “Валеология” (в том числе, и “Медицинская валеология”) совершенно недопустима в Перечне направлений и специальностей высшего образования.

Участники Чтений убеждены, что будущее нашей страны во многом зависит от развитие системы православного образования, которое является точкой опоры, нравственным основанием для возрождения нашей страны.

Обращение участников Чтений 31 января было отправлено Министру общего и профессионального образования РФ В.М.Филиппову, а также заместителю председателя правительства РФ В.И.Матвиенко.



Председатель Рождественских образовательных чтений,
Председатель Отдела религиозного
образования и катехизации

Московского Патриархата Игумен Иоанн (Экономцев)







Начало   _ _ Новости   _ _ Высоко-Петровский_Монастырь   _ _ Об_отделе   _ _ Епархии   _ _ Документы   _ _ Высшее_образование   _ _ Лицеи_и_гимназии   _ _ Воскресные_школы   _ _ Рождественские_чтения   _ _ Дошкольное_воспитание   _ _ Библиотека   _ _ Мероприятия_конференции   _ _ Ссылки   _ _ Поиск   _ _


Отдел Религиозного Образования и Катехизации (c)
Оформление: Симфония

Hosted by uCoz