|
 
Проблемы и перспективы богословского образования мирян
Доклад председателя Отдела религиозного образования и катехизации
Московского Патриархата,
ректора Российского православного университета св. Иоанна Богослова игумена Иоанна (Экономцева) на
Богословской конференции
Подготовка православных специалистов-мирян является одной из важнейших задач Церкви. Для этого еще в 1991 году был создан Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Его цель - общее руководство и координация деятельности системы начального, среднего и высшего религиозного образования мирян Русской Православной Церкви, а так же взаимодействие с государственной системой образования. Создаваемая сегодня в нашей стране система религиозного образования не имеет никаких прецедентов и является совершенно новой. На протяжении всей своей истории до 1917 года наша Церковь существовала в стране, которая не мыслила себя вне Православия. Государственное образование была одновременно и церковным. В XIX веке в России существовала целая сеть церковно-приходских школ, которые давали начальное образование и православное воспитание учащихся. Церковность была неотъемлемой чертой приходского образования. Большую часть работы в этих школах несли на себе православные священники, а Закон Божий составлял ядро учебной программы. И учащиеся, и педагоги были воцерковлены. Учеба не мыслилась без участия в храмовых богослужениях, молитвы перед началом и после окончания учебных занятий были совершенно естественны. Вся государственная система образования в дореволюционной России, хотя и относилась к ведению Министерства просвещения, тем не менее была самым тесным образом связана с Православной Церковью.
Катастрофа, обрушившаяся на Россию в начале XX века, все перевернула в нашей стране, принеся ей неисчислимые беды и разрушения. Накануне жесточайших гонений на Церковь Поместный Собор 1917-1918 годов принял особое Определение, в котором мы находим исключительно важные положения, касающиеся взаимоотношений школы и Церкви. Согласно п.18 Определения, “учреждаемые Православной Церковью низшие, средние и высшие школы, как специально-богословские, так и общеобразовательные, пользуются в Государстве всеми правами правительственных учебных заведений на общем основании”. Не менее актуален для нас п.19 Определения, который гласит: “во всех светских государственных и частных школах воспитание православных детей должно соответствовать духу Православной Церкви; преподавание Закона Божия для православных учащихся обязательно как в низших и средних, так и в высших учебных заведениях; содержание законоучительских должностей в государственных школах принимается за счет казны”.
Таким образом, Поместный Собор предполагал и участие Церкви в образовательном процессе, и поддержку православного образования со стороны государства. Решения эти, к сожалению, не только не были услышаны, но, напротив, государственная система образования была отделена от Церкви. Преподавание православного вероучения во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях было запрещено.
В нормативных актах действующего законодательства государственная система образования остается отделенной от Церкви и как показывает почти десятилетний опыт работы Отдела религиозного образования сотрудничество со светской системы образования - это одна из самых сложных проблем. Препятствием на этом пути оказываются законы РФ и сопротивление некоторых административных работников как в центре, так и на местах. Православие остается главной духовной и нравственной опорой большей части населения нашей страны, и значительная часть налогоплательщиков Российской Федерации, финансирующих государственную систему образования, принадлежит к Православию. Учитывая это, естественно, Православие должно войти в государственную школу, а православные школы должны пользоваться поддержкой со стороны государства. Обоснование этой позиции содержится в преамбуле Федерального Закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” от 26 сентября 1997 года, согласно которой государство признает особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры.
Сегодня возможность преподавать в школе знания о религии является неполной и достаточно неопределенной. В вышеупомянутом Законе пункт 4 статьи 5 гласит, что “по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы”. Эту предусмотренную законом возможность обучения детей религии разъясняет Информационное письмо Министерства образования РФ от 4 июня 1999 года “О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательной программы в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений”. В данном Письме речь идет только о предоставлении религиозной организации помещения для проведения в нем занятий. При этом, однако, решение об организации в образовательном учреждении факультатива по религии принимает администрация учреждения. Свое решение она должна согласовать не только с органом самоуправления этого учреждения (попечительским советом, общим собранием, педагогическим советом), но и с муниципальным органам самоуправления, к числу которых могут относиться городская дума, мэрия и другие органы. В соответствии с Законом образовательное учреждение или вышестоящие органы могут отказать религиозной организации в проведении занятий, что, практически, сводит на нет возможность обучения детей Православию. Существующая в настоящее время законодательная база в сфере религиозного образования является неудовлетворительной, так как практически не позволяет получать знания о Православии.
Перспективным, на наш взгляд, является опыт преподавания “Основ православной культуры” в государственных учебных заведениях. Очень удачно получается это в ряде регионов нашей страны. Так в подмосковном городе Ногинске почти во всех школах введен этот предмет. Подобная деятельность ведется в Курске, в Волгограде и других городах. Здесь, однако, перед нами встает ряд нерешенных пока проблем. Курс этот возможен не только в рамках факультатива, но так же и в рамках дополнительной образовательной программы. Выбор и утверждение учебных программ и учебных планов по данным курсам осуществляется государственным учебным заведением при согласовании с вышестоящим органом. То есть, фактически, введение “Основ православной культуры” сегодня держится на личной договоренности между правящим архиереем и руководством администрации города. Нередко такой договоренности достичь не удается.
При этом существуют и другие проблемы. Как соотносится преподавание “Основ православной культуры” с содержанием остального государственного образования, его целями и задачами? Как вписывается преподавание Православия в систему образования? Образование осуществляет социальную функцию трансляции культуры в сменяющихся поколениях. Содержание образования структурирует культурное наследие в качестве учебного предмета, создает некую сумму знания таким образом, что каждая его единица оказывается связанной в цельную систему и согласованной с традицией культуры. Эта цель не может быть достигнута, если в рамках дополнительной программы будет говориться о православной культуре, а в масштабах всего базисного учебного плана будут внедрятся “половое просвещение”, “валеология” и другие предметы с антихристианским содержанием.
Несомненно, что культура нашей страны формировалась как культура православная. Православие составляло матрицу отечественной культуры, поле, в котором развивались ее компоненты. И Православие – это неотъемлемая ее часть, ключ к пониманию сотворенного бытия, без которого распадается связь вещей. Поэтому Православие не может быть просто одним из учебных предметов наряду с другими (математика, биология и т.д.) Оно должно быть включено в системные отношения, определяющие целостность содержания учебного предмета современной школы, его объединяющим смысловым центром. Играя исключительную роль в жизнеустроистве нашего государства и общества, Православие является культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашего воспитания.
На прошедших в этом году Рождественских образовательных чтениях было высказано предложение поставить перед высшими органами государственной власти вопрос о законодательном закреплении понятия “традиционной”, “культурообразующей” религии, которой в России является Православие. В результате такого решения уже существующие в государственных образовательных учреждениях религиоведческие и культурологические курсы могли бы получить православную ориентацию, что отвечает потребностям большинства населения страны.
Отделение государственной системы образования от Церкви оказалось более гибельным было не для Церкви, а для государства. Итогом стал глубочайший кризис, который переживает сегодня в нашей стане светское образование. Оно потеряло ориентиры и не соответствует историческим, культурным, духовным и социальным потребностям и интересам России. Тяжелейшее положение государственной школы вызвано отнюдь не экономическими и финансовыми трудностями (хотя и ими тоже), а прежде всего утратой понимания сути образования, его целей и ценностей. Причины нынешнего кризиса образования носят сугубо мировоззренческий характер и его преодоление возможно лишь путем обретения тех духовных оснований, на которых многие века созидалась культура нашей страны. Образование не может упускать из виду главные вопросы, которые задает каждый человек, и которые определяют его жизнь. Что такое человек? Зачем он живет? Не секрет, что для многих выпускников светских вузов Православие нередко является неизвестной религией. Религиоведение в системе государственного высшего образования – это сейчас, наверно, самое слабое звено. В вузах религию преподают те же люди, которые и в не столь давние времена подвизались на поприще “научного атеизма”. Они хорошо знают высказывания о религии классиков марксизма, но, к сожалению, ничего не ведают о том предмете, который преподают.
Государственная система образования в нашей стране должна основываться на отечественных историко-культурных традициях. Только та страна имеет будущее, история которой продолжается исходя из ее собственных традиций. Ясно, что вывести систему образования из кризиса можно лишь обретя точку опоры, осознав свои корни, от которых только и возможен дальнейший рост. Стержнем традиционного многовекового уклада Руси всегда было Православие. Только оно может дать светскому образованию самое главное - отчетливое видение духовной вертикали, различение добра и зла, умение показать духовную высоту, святость, истину. Нельзя воспитывать, если не знаешь ответа на главный вопрос: какого человека хочешь воспитать. Православная традиция знает ответ на этот исходный, основополагающий вопрос. Если нет видения того, где источник духовной силы и что есть здравие души, воспитание превращается в растление, что, к сожалению, сегодня нередко имеет место в системе светского образования.
Несмотря на то, что нынешнее российское законодательство утверждает светский характер образования в государственных учебных заведениях, все же в высшей школе уже существует и набирает силу очень перспективная форма работы - богословское образование мирян на факультетах и отделениях теологии, кафедрах православной педагогики и в православных вузах. Нам представляется целесообразным обратить особое внимание на эти формы высшего богословского образования.
Перед православной системой образования стоит целый ряд важнейших и пока нерешенных задач. Вот только некоторые из них:
разработка православных программ в сфере образования и обеспечение их реализации; определение требований к содержанию образования, учебным планам и программам;
обеспечение разработки учебно-методических материалов и учебников, отработка подходов к организации образовательного процесса в православных образовательных учреждениях;
подготовка специалистов, имеющих не только богословское образование, но хорошее светское образование, прежде всего педагогическое. Эти специалисты сегодня так же необходимы как и священнослужители.
Кафедры православной педагогики, отделения и факультеты теологии, а так же православные вузы, готовящие преподавателей и научных работников, необходимы нам в первую очередь. Сегодня существует острая нехватка специалистов по русской духовной культуре, православной педагогике и психологии. Семь лет назад в феврале 1993 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II нами был основан Российский православный университет святого Иоанна Богослова, задачей которого является подготовка православных специалистов-мирян (историков, филологов, философов, юристов, экономистов, экологов). Студенты получают фундаментальную подготовку не только по своей специальности, но и глубокое знание Православия. Задача университета – соединить академическую науку с духовно-нравственными ценностями и историко-культурными традициями Русской Православной Церкви.
Православное образование ни в коей мере не подменяет собой и не отрицает достижений современной научной и педагогической мысли. Напротив, перед православной высшей школой стоит задача осмысления и усвоения культурных богатств прошлого, задача преображения социальной и общественной жизни страны. Ясное и отчетливое осмысление христианского вклада в человеческую историю, науку, культуру, социальную жизнь необходимо не только для православных, но и для всего нашего общества.
Отдел Религиозного Образования и Катехизации (c)
Оформление: Симфония
|