ССЫЛКИ МЕРОПРИЯТИЯ-КОНФЕРЕНЦИИ БИБЛИОТЕКА РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ ГИМНАЗИИ И ЛИЦЕИ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРАВОВАЯ БАЗА ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОБ ОТДЕЛЕ ВЫСОКО-ПЕТРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ НОВОСТИ И ОБЪЯВЛЕНИЯ

 
Отдел Религиозного Образования и Катехизации
 
 



 
Российская система образования на рубеже тысячелетий:
обретение духовности


Доклад Министра образования Российской Федерации В.М.Филиппова на Восьмых Рождественских образовательных чтениях

23 января 2000 года
Государственный Кремлевский Дворец



Ваше Святейшество!
Уважаемые участники Рождественских чтений!

Прежде всего позвольте сердечно Вас поздравить с великой датой – двухтысячелетием Рождества Христова. Дата эта сблизила, объединила общим светлым праздником разные культуры и народы, которые ныне строят свою жизнь по христианскому календарю. В Рождественские дни 2000 года мы еще раз воочию увидели и убедились, что мир действительно вступает в третье тысячелетие христианской эры.

Весьма знаменательно и отрадно, что Московский Патриархат возвел в правило проведение в Рождественские дни образовательных чтений. А в двухтысячную годовщину Рождества Христова эти чтения совпали с еще одним важным, хотя и сугубо светским событием – Всероссийским совещанием работников образования. Всего несколько дней тому назад в этом же зале Государственного Кремлевского Дворца собрались более 5000 делегатов Всероссийского форума из всех 89 субъектов Российской Федерации, представлявших все уровни российского образования – от дошкольного (яслей и детского сада) до послевузовского. Из содержания наших двух событий – Рождественских чтений и Всероссийского совещания работников образования видно, что совпали они не только по времени, теме и месту – они совпали по замыслу своему и духу.

Позволю себе высказать предположение, в котором я лично более чем уверен, что именно неустанное внимание Православной Церкви нашей к образованию детей и молодежи, что особо ярко проявляется всегда в традиционных Рождественских чтениях, лежит в основе такого сближения наших замыслов и духа этих двух вышеотмеченных событий. Пользуясь случаем, хочу выразить глубокую признательность за заботу о делах образования Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II и всем иерархам Православной церкви. Убежден, что к этим моим словам с самыми искренними чувствами присоединятся многие тысячи российских педагогов, учащихся и их родителей, видящих в Православной церкви свою духовную опору.

Уважаемые участники Рождественских чтений!

Итоги Всероссийского совещания работников образования позволяют мне сегодня поделиться с собравшимися не только проблемами и тревогами, к этому мы уже стали привыкать, но и реальными результатами работы по решению трудных вопросов, а также надеждами на будущие успехи в обучении и воспитании нашей молодежи.

Собравшимся известно, сколь острый, во многом даже непримиримый характер, приобрели у нас в недавнюю пору противоречия во взглядах на пути преобразования общеобразовательной и профессиональной школы. Рад сообщить, что благодаря многогранной и глубокой работе по подготовке и проведению Всероссийского совещания эти разногласия в главном преодолены. Более того: участниками совещания принята Доктрина образования в Российской Федерации, определившая основные цели его развития и пути их достижения на ближайшее десятилетие. И центральное место в этом стратегическом документе отведено нравственному и гражданскому воспитанию новых поколений, то есть решению именно тех задач духовного становлении личности, на которых Православие неизменно концентрирует внимание человека, семьи и общества .

Достижение согласия об основополагающих принципах и целях развития образования вернуло конструктивный характер нашим усилиям по преобразованиям российской школы. Всероссийское совещание после детального обсуждения одобрило Концепцию новой структуры и содержания общего и среднего образования. И впервые за многие годы и десятилетия российской школы ее первейшими задачами провозглашено не только лишь усвоение учащимися определенной суммы знаний (что, как известно, далеко не всегда влияет на духовный облик человека). Мы наконец, после 15-20-летних дискуссий об искривленности, однобокости, наукообразности нашего школьного образования (многие помнят песню 15-летней давности – “кандидат наук над задачей плачет”), приняли на Всероссийском Форуме новую Концепцию структуры и содержания общего среднего образования. Предусматривается, в том числе и за счет разгрузки содержания по многим предметам, перенос ряда узко специализированных разделов в старшие, профилированные классы средней школы. За счет этого предполагается расширение гуманитарной гуманистической направленности общего среднего образования, расширение внимания воспитанию здорового образа жизни – два сегодняшних урока в неделю по физкультуре не могли предупредить возникновение в детской и молодежной среде курения, употребления алкоголя, а теперь и наркотиков.

Мы, наконец, в новой школе с помощью профильных старших классов можем не только обеспечить поступление школьников в вузы без экзаменов (как это делается в большинстве стран мира), но мы должны - и теперь можем - в большей степени направить обучение старшеклассников на их лучшую подготовку к жизни в обществе, в семье. А это без основательного нравственного, духовного воспитания молодежи невозможно. Отрадно то, что эти принципы построения новой школы, с упором не только на обучение, на развитие личности, на воспитание, в т.ч. духовное, и воспитание здорового образа жизни, эти принципы после десятилетней дискуссии получили в этом зале ровно 8 дней назад удивительное одобрение - из 5 тысяч делегатов только 3 проголосовали против. Общество вновь поняло и приняло необходимость воспитания, обращения к нетленным истинам христианства и Православия.

Участники Всероссийского совещания работников образования проявили огромную заботу о том, чтобы новая Концепция школы не осталась только на бумаге, не превратилась, как это уже не раз бывало, в свод благих пожеланий. Поэтому в единстве с Концепцией совещанием одобрен проект Федерального закона “Об обеспечении государственных гарантий права граждан на общее образование”. Преодолевая противоречия и коллизии действующего законодательства, новый законопроект устанавливает твердый порядок практической реализации конституционных прав граждан России на образование независимо от их социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, любых других привходящих обстоятельств. Короче говоря, в любом уголке нашей страны молодежь будет реально обладать всеми материальными и иными объективными предпосылками для приобретения качественного среднего образования за государственный счет. А это в свою очередь означает, что все молодые россияне будут обладать равными стартовыми возможностями в начале своей самостоятельной трудовой жизни.

Наконец, надо сказать и о том, что Всероссийское совещание работников образования вполне определенно высказалось по назревшим проблемам жизни и труда учителей, преподавателей и воспитателей. Предложены конкретные меры по улучшению социального и экономического положения учителей педагогического персонала, а также одобрено обращение к Президенту об учреждении почетного звания “Народный учитель Российской Федерации”.

Хочу особо подчеркнуть: Всероссийское совещание работников образования не осталось только лишь выразителем умонастроений нашего педагогического сообщества. На этом совещании состоялась знаменательная встреча, можно сказать – высокое соприкосновение выстраданных за последние годы планов и чаяний деятелей просвещения с твердой государственной волей, ясным намерением оправдать эти чаяния – вернуть образованию приоритет в практической работе всех ветвей и ступеней власти. Как сказал на Совещании Владимир Владимирович Путин, “чтобы возродить Россию, нам необходим новый взгляд на образование, необходимы решительные действия по его подъему”.

И такие действия Правительством России уже предпринимаются. Назову только некоторые из них.

После многолетних отсрочек Правительством разработана и одобрена, а Государственной Думой и советом Федерации принята Федеральная программа развития образования в России на 2000-2005 гг, на которую дополнительно к текущему финансированию системы образования государство нашло возможным выделить еще 16,5 млрд. рублей..

Достигнуты существенные результаты в нормализации финансового положения учебных заведений. Более чем в два раза сокращена задолженность бюджетов всех уровней по выплате заработной платы педагогическому персоналу, а текущие выплаты для всех учреждений образования федерального ведения – в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования осуществляются в полном объеме и в срок.

Впервые за десять лет в федеральном бюджете на 2000 год предусмотрено увеличение ассигнований на нужды образования более чем в полтора раза.

Рискну сделать из сказанного по крайней мере один серьезный вывод. Российское государство возвращается в сферу образования. После периода поисков своего нового места в изменившемся российском обществе оно проявило волю и способность выступать не только и не столько в качестве мытаря, каковым его хотели видеть некоторые крайние реформаторы, сколько в качестве пастыря, как это и свойственно нашим историческим традициям. Безусловно, это выбор не столько экономический. Хотя в условиях безработицы ясно, что для молодежи после школы остается либо путь получения профессионального образования, либо тропа профессиональной преступности. Но этот выбор приоритета образованию в обществе, подтвержденный в выступлении В.В. Путина на Совещании, это также и нравственный выбор российского общества. И выбор полностью оправданный, ибо только приоритет нравственных, гуманистических целей и ценностей способен придать рыночным реформам социальную направленность, повернуть их, наконец, в созидательное русло.

Полагаю, сегодня можно с полной уверенностью сказать: добрые семена, посеянные нами совместно, в том числе и на Рождественских образовательных чтениях, уже дали добрые всходы. Верю и надеюсь на дальнейшую моральную поддержку со стороны деятелей Православной церкви принятых государством, властью при широкой поддержке педагогической общественности конструктивных подходов к развитию отечественной системы образования. Такая поддержка нам насущно необходима.

Уважаемые участники чтений!

Принимаемые меры, пробуждая большие надежды на улучшение положения дел в сфере образования, тем не менее ни в малейшей мере не дают оснований для успокоенности, а, напротив, обязывают общество и государство усилить заботу об обучении и воспитании новых поколений.

Собравшимся хорошо известно, что десятки тысяч детей и подростков школьного возраста у нас не работают и не учатся. А значит, они не только беззащитны перед лицом невзгод и развращающего воздействия окружающих их тяжких обстоятельств, но и лишены элементарных условий для подготовки к жизни и труду в современном обществе.

В стране насчитывается 670 тысяч малолетних граждан, оставшихся без попечения родителей. Трудно в это верить, но сегодня сирот у нас практически столько же, сколько было после Великой Отечественной войны. Продолжают расти детская беспризорность и безнадзорность.

Деятели образования хорошо знают и высоко ценят вклад Русской Православной церкви в решение названных и многих других проблем. И не случайно в последний период особенно много сделано для развития сотрудничества школы и Православной церкви.

В полном соответствии с состоявшимся год назад на Рождественских чтениях разговором, в прошлом году был создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной церкви. В 1998 г. в Министерстве образования мы воссоздали Управление воспитательной работы, а уже в сентябре 1999 г утвердили Федеральную программу развития воспитания в общеобразовательной школе. В августе 1999 года нами подписан с Московской Патриархией договор о сотрудничестве, предполагающий реализацию совместных программ, направленных на подъем духовности в развитии образования в России, противодействие распространению среди молодежи курения, алкоголизма, наркомании, насилия, поэтапное введение в процесс образования стандартов по специальностям “Теология” и “Религиоведение” организацию совместно мероприятий по празднованию 2000-летия христианства и вступления в третье тысячелетие.

Исключительное значение придается Министерством образования, органами управления учебными заведениями субъектов Федерации проведению в жизнь одобренных Комиссией по вопросам религиозных объединений при Правительстве России Рекомендаций о порядке предоставления религиозным организациям возможностей обучать детей религии вне рамок обязательных образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений. Приняв к руководству эти Рекомендации, мы, как представляется, отыскали на современном этапе самый сбалансированный, отвечающий законодательству, уважающий чувства как верующих, так и агностиков подход к организации религиозной жизни в подлинно светской школе, где полностью исключено навязывание учащимся вредоносных и чуждых им воззрений, но создаются возможности для просвещения их душ и умов.

Суть и смысл этих мер, всей работы по взаимодействию системы образования с Православной церковью – обретение подлинной духовности, ее утверждение в сознании педагогов и учащихся, во всей атмосфере учебных заведений. Как сказано в утвержденной Всероссийским Совещанием Концепции новой структуры и содержания общего среднего образования, мы должны построить новый уклад в российской школе. Более того, мы надеемся, что Православная церковь, ее священнослужители и верующие, прихожане и пастыри конкретных приходов усилят в этом направлении наше взаимодействие через своих представителей в органах местного самоуправления, а также путем непосредственного участия в деятельности попечительских советов учебных заведений и родительской общественности. Это – самый влиятельный инструмент воздействия на духовный климат учебных заведений и их жизнеустройство, самый прямой и надежный путь к разуму и совести людей. Но надо идти по этому пути вместе!

Уважаемые участники Рождественских чтений!

На пороге третьего тысячелетия христианской эры российское общество вместе со всем человечеством стоит перед лицом стремительных и неоднозначных изменений, несущих с собой как новые шансы и возможности, так и новые искушения и испытания.

На наших глазах формируется постиндустриальная цивилизация, опирающаяся на высокие технологии и вызывающая глобализацию хозяйственной и политической жизни.

Мир захлестывает растущий поток информации, не ведающий цензуры и границ.

Растет угроза исчерпания природных ресурсов, обострения экологической, демографической и продовольственной проблем.

Не снижаются риски для будущего человечества, для жизни и благополучия многих человеческих сообществ, вызванные терроризмом, преступностью и наркоманией.

В преддверии XXI века Россия столкнулась не только с экономическими и социальными бедами, но и с кризисом семьи, обусловленными этим кризисом убылью населения, истощением жизненной силы народа.

И это лишь малая часть тех критических проблем, которые предстоит решать в ближайшие годы.

Убежден и готов отстаивать – деятели образования России и деятели Православной церкви могут и должны выработать общие подходы на вызовы нашего времени, они могут и способны решительно действовать вместе.

Перед лицом глобализации, нивелирующей народы и культуры, нам необходимо еще настойчивей отстаивать свою неповторимую идентичность, утверждать в сознании граждан России великие духовные и государственные традиции именно нашего Отечества.

В условиях информационного многообразия, нередко превращающегося в дезориентирующий хаос, все более отчетливо и убедительно должен звучать голос добра и истинных ценностей.

Нарастанию глобальных проблем, угрожающих будущему планеты, мы обязаны противопоставить бережное отношение к природе, нашему бесценному культурному наследию и прежде всего – к жизни и здоровью человека.

В ответ на рост преступности и терроризма мы обязаны проявить особую заботу о гражданском и правовом воспитании молодежи, о формировании у нее высокой ответственности перед обществом и государством.

Хочу особо сказать о том, что школа и церковь сегодня обязаны вместе разъяснять молодежи пагубность нынешней демографической ситуации, укреплять институт семьи, возрождать ценности материнства и отцовства, побуждать молодое и старшее поколение к заботе о детях, подростках и юношестве.

Эти и другие задачи исключительно ярко раскрыты в Послании Предстоятелей Православных церквей по случаю начала празднования 2000-летия Рождества Христова . Они со всей убедительностью прозвучали и в произнесенном сегодня глубоком и проникновенном Слове Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Но именно эти задачи призвана решать и российская система образования, ответственная за интеллектуальный и нравственный облик новых поколений, за духовный потенциал нашего общества в целом, за волю и готовность нашего многонационального народа жить и созидать в рамках единого государства, занимая достойные позиции в человеческом сообществе третьего тысячелетия христианской эры.

Позвольте в заключение выразить уверенность в том, что совместные усилия школы и церкви – этих двух самых главных, укрепляющих друг друга столпов духовной жизни в нашем Отечестве, обеспечат подъем образованности и духовности общества на ту высоту, которая отвечает запросам личности, потребностям будущего страны, нетленным идеалам и ценностям Человечества, Православия.

Благодарю за внимание.








Начало   _ _ Новости   _ _ Высоко-Петровский_Монастырь   _ _ Об_отделе   _ _ Епархии   _ _ Документы   _ _ Высшее_образование   _ _ Лицеи_и_гимназии   _ _ Воскресные_школы   _ _ Рождественские_чтения   _ _ Дошкольное_воспитание   _ _ Библиотека   _ _ Мероприятия_конференции   _ _ Ссылки   _ _ Поиск   _ _


Отдел Религиозного Образования и Катехизации (c)
Оформление: Симфония

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz