|
 
"Союз писателей России в духовно-общественной жизни страны"
Выступление Председателя Союза писателей России, зам. главы ВРНС, профессора ГАНИЧЕВА В.Н.
Празднование 2000-летия Христианства безусловно стало самым грандиозным событием в жизни не только церкви, но и всего общества, го-сударства, не только православных людей, но и всех граждан России.
Для всех стала ясна роль Церкви в жизни нынешнего Российского го-сударства. Высветилась выдающаяся фигура церковного, общественного, государственного деятеля - Патриарха Московского и всея Руси Алексия П.
Силой исторических обстоятельств, замечательных личных качеств. умения сочетать мудрость накопленного опыта с реальностями сегодняшне-го дня, по Божией Воле Святейший Патриарх стал в центре пересе-кающихся жизненных линий в обществе.
Было удивительно и поучительно видеть вместе в Большом театре на вечере 70-летия Святейшего солидного государственного деятеля и руково-дителя лихой оппозиционной партии, крупного банкира и мелкого пред-принимателя, академика и сельского священника, бывшего теоретика клас-совости и буддийского монаха, историка сомнительных царских останков и кропотливого реставратора Кремлевских палат, космонавтов и губернато-ров, не разделенных на красные, белые, синие пояса. И все это в окружении трудолюбивого, самоотверженного священства.
В каком-то смысле это была демонстрация способности общества объединиться, согласиться, не самоуничтожиться.
Русские писатели признают эту выдающуюся роль РПЦ, Патриарха в деле объединения общества, возрождения Церкви. Здесь много аспектов. Хотел бы обозначить те из них, в которых Союз писателей, на наш взгляд, плодотворно и полезно участвует вместе с РПЦ.
Начнем с ВРНС.
История вызвала к жизни эту общественную трибуну, необходимую для прояснения главнейших смыслообразующих и коренных вопросов Рос-
сии. ВРНС - не мог появиться (хотя попытки были) ни под крышей прави-тельства, ни под зонтиком оппозиции, ни в государственных кабинетах, ни на митинговых площадях - он получил благословение от РПЦ, от Святей-шего Патриарха, во всех его встречах принимал вдохновляющее всех нас участие владыка Кирилл. Соучредителем Собора явился и Союз писателей России и с I Собора в непростые дни 1993 года прозвучали слова Пат-риарха: "РПЦ была и остается силой, способствующей становлению нацио-нального духа России, созидающей ее духовную культуру".
Святейший Патриарх дал направленность патриотизму: "И мы, слу-жители Церкви, видим патриотизм не потворствующим порокам народа, но очищающим его, преобразующим".
На II Соборе, который прошел под девизом "Через духовное обнов-ление - к национальному возрождению". Св. Патриарх обратился со страстным призывом "Горе нам, если мы не утолим духовной жажды лю-дей... Нам не воскресить нашей страны и нашего народа без нового про-буждения горячей, искренней Веры в сердце русского человека, без возвра-щения к исконной основе нашего бытия - святому Православию.
На III Соборе Глава Собора Св. Патриарх уже в 1995 году поставил проблему: "Россия и русские на пороге XXI века", где он выделил проблему соборности.
На IV Соборе "Здоровье нации" всем запомнилось, как Св. Патриарх напомнил слова Святейшего Иоанна Златоуста "Неужели все болезни от греха? - спросили его, - Не все, но большая часть." ..."Личность, семья, народ негодуют чаще всего от греха и духовная болезнь обычно предше-ствует физической"., (Глава Собора показал, что алкоголизм, наркомания, разврат и насилие порождены пороком, "а экономический, социальный, культурный кризисы, поразившие страну. Что это, как не болезнь, вызван-ная черствостью наших душ, забвением о ближнем и о будущих поколени-ях".
V Собор, проведенный в декабре прошлого года, поставил в ряд се-рьезное сочетание слов, понятий, институций: "Вера. Народ. Власть". На нем присутствовали все значительные силы. Там церковное священнонача-
лие обратилось ко всем влиятельным общественным силам с призывом к честному ведению выборов, к справедливости, к активным действиям, спо-собным спасти страну, народ от нынешних нестроений.
Святейший Патриарх, как и вся РПЦ, проявили заботу и попечение о русском языке и школе. Это видно в посланиях соборным встречам В защи-ту русского языка, "О русской национальной школе", в организации гран-диозных Рождественских чтений. Нам кажется, что во всем этом заложена программа духовно-культурного строительства современной русской на-циональной школы, школы России. Во всех этих встречах ВРНС был их мо-тором, их мыслью был Владыка Кирилл. В частности, сейчас мы имеем его задание подготовить однотомник материалов ВРНС. И во встрече духов-ных и православных писателей он представил послание Св. Патриарха, в котором, в частности, есть такие слова: "Да, некоторые литераторы несут на себе определенную долю вины за произошедшую в России в начале века трагедию. Но вспомним, что в те долгие годы гонений, когда "Закон Бо-жий" был в школах запрещен, да и сами книги "Священного писания" це-нились дороже золота, именно преподавание классической отечественной литературы сеяло семена Веры в души людские. ...Сейчас художественная литература у всех на глазах возвращает себе навсегда утраченное право ду-мать и говорить по-христиански, глядеть на мир православным взглядом".
И это факт. Мы не можем говорить еще в целом о всех литераторах, но обзор, который мы имели на той встрече, панорама лучших образцов литературы, представленных на последнем Х съезде СП России, оправды-вают серьезные слова владыки Кирилла о том, что произошло слияние рус-ской литературы и православной.
И об этих некоторых лучших образцах я и хотел бы сказать уважае-мому собранию. Следуя ценностям Православия, многие писатели верну-лись к исторически стержневой теме русской литературы проблеме духов-ности, поиску пути, на котором она может спасти душу.
Ну, конечно, это рассказы-драмы В. Распутина ("В ту же землю" и "Изба"), его публицистика. Это жемчужина в отечественной литературе, но это и новый поворот, новое качество. Да, мы по-мужски плакали над руи-
нами великой державы. Но, ведь, плачем делу не поможешь. Надо собирать камни и из них строить новую избу, новый дом. новый державный Дворец.
Событием наших дней стал поэтический переклад выдающегося ду-ховного памятника Древней Руси "Слова о Законе и Благодати" митропо-лита Иллариона, которое по благословению Св. Патриарха осуществил наш замечательный поэт Юрий Кузнецов. Это победа не только русского поэтического слова, но и знак духовной эволюции русской поэзии конца XX века. В ряду поэтов духовной, высокохудожественной, образной поэзии следует назвать москвичей Владимира Кострова, Льва Котюкова, Ирину Семенову из Орла, Любовь Никонову из Кемерово, Глеба Горбовского из С.-Петербурга. Только что вышла под редакцией Вл. Кострова и Г. Красникова "Антология поэзии XX века". Это серьезный шаг в освещении на-шей литературы. Нет сомнения, что работа должна быть расширена.
Особые результаты можно отметить в исторической прозе. Следует назвать такие "глыбы", как роман В. Личутина "Раскол", Кима Балкова "Будда" и Н. Лугинова "По велению Чингисхана", поднимающих на новую высоту громадные пласты исторического материала. Целую историческую эпоху освоил первый лауреат Большой литературной премии России Дмит-рий Балашов, значительные произведения создали на этом же направлении Александр Сегень, Владислав Бахревский, Юрий Лощиц, Валерий Шамшу-рин. Эти достижения позволили в прошлом году провести в Свято-Даниловом монастыре Соборную встречу исторических и православных писателей. Следует сказать, что в рядах нашего Союза есть немало священ-нослужителей, талантливо отражающих духовную жизнь. Ну, конечно, это отец Иоанн (Экономцев). Его стихи, пьесы, проза радуют глубиной пости-жения истины, прекрасным языком, а исторические исследования - та-лантливым, образным способом изложения.
Можно назвать интересного психолога о. Ярослава (Шипова), высту-пающего в "Нашем современнике", о. Александра (Морозова), ведущего рассказ о верующих села. Конечно вся литературная Россия знает двух ве-дущих писателей современности Владимира Крупина и Николая Коняева, постоянно находящихся на литературной духовной ниве Православия.
Мы надеемся, что это направление в нашей отечественной литературе будет усиливаться и расширяться.
Вот уже несколько лет стоит на повестке образования детей наших соотечественников вопрос о создании подлинной русской национальной школы.
Вопрос не нов, как вы знаете, в прошлом веке его во весь рост поста-вил великий русский педагог К. Ушинский. И что сделал бы я, если были бы средства, обсуждая вопрос о подобной школе, издал бы массовым по-рядком его блестящую статью, вопросы из которой стояли бы укором перед руководителями всех видов администрации, перед общественно-политическими деятелями, перед учителями, перед ответственными гражда-нами страны.
Как вы знаете, вопрос о русской национальной школе поставлен во весь рост Всемирным Русским Народным Собором, глава которого Св. Патриарх. Это сейчас мы обсуждаем его как вопрос организационный, во-прос финансовый, вопрос педагогический, а тогда, на Соборной встрече в 1994 году это прозвучало скорее агитационно, а для многих, как гром среди ясного неба. Слово "русский", требование следовать традициям русской куль-туры и образования зачислялось в разряд шовинистических, патриархаль-ных, консервативных, отсталых черт и характеристики. Причем с одинако-вым усердием это делали бывшие коммунисты-интернационалисты, агит-проповцы и пришедшие к власти либералы-реформаторы западники.
Однако поддержка Русской Православной Церкви, послание Св. Пат-риарха Соборной встрече, выступление митрополита Кирилла, о. Иоанна,
участие в ней видных писателей, ученых, предопределили открытое движение в этом направлении. Были созданы центры, организатор - фонд РНЩ, нами были изданы первые программы русских национальных школ (на примере 141-ой). Здесь известны примеры плодотворной работы в разных местах. Напомню некоторые из них. Так на кафедре Университета и педвузов в Курске была подготовлена прекрасная книга "Ушинский и рус-ская национальная школа" и защищена одноименная диссертация. Научно-
практическая работа в этом направлении проводится в Орле, Смоленске, Иркутске, Новосибирске, Москве.
Особо творческим центром стал Елецкий пединститут, ныне Универ-ситет. Там завершаются диссертационные работы о влиянии на воспитание духовно-богословских взглядов Тихона Задонского, о. Сергия (Булгакова), других видных земляков ельчан. Книга одного из первых подвижников на-шего движения проф. Евгения Петровича Белозерцева "Русская школа. Пунктир созидания" вот-вот должна появиться в Волгоградском Право-славном университете. Мы направили свое письмо в издательство "Просвещение" с тем, чтобы эта книга вышла также срочно и без сокраще-ний.
В общем, дело сдвинулось с мертвой точки. Ныне Министерство об-разования, Московский комитет по образованию, многие областные управ-ления уже сторонники Русской национальной школы. Это важно. И это се-рьезное общественное и государственное достижение. Однако мы можем с сожалением говорить, что с количественной и качественной стороны во-прос Русской национальной школы еще не решен. Одним из разрушительных вопросов в ее созидании является часто повторяющийся вопрос: Ну, какая же еще может быть в России школа, как не русская. И зачем приду-мывать еще какую-то национальную". За этой видимой наивностью кроется нежелание совершать усилия созидательного порядка или скрытая враж-дебность национальному образованию.
До сих пор еще большинство наших школ или советские (в силу тра-диции), соросовские, западнические (в силу спонсорства и учебных про-грамм) или индифферентные к национальной сущности страны (в силу не-развитости национального самосознания, ущербности духа). Нам предсто-ит еще столько сделать, чтобы существенно продвинуть идею своей родной, отечественной школы по всем землям и весям русской Отчизны.
Нашу же национальную школу всячески пытаются разрушить, вывес-ти за рамки национальных канонов, законов, принципов, лишить ее духа державы.
Вслушайтесь в терминологию, которую утверждают в своих заявле-ниях и платформах господин Путин, товарищ Зюганов и юрист Жиринов-ский. Ведь она состоит из патриотических слов и понятий, за произнесение которых 30 лет назад зав. агитпропом Яковлев потребовал бы серьезного общественного наказания, 20 лет назад председатель КГБ, страдавший ру-софобией и написавший не одну записку о тлетворности русского национа-лизма, причислил бы говоривших к диссидентам, что грозило многими ка-рами, а 9 - 10 лет назад господа, молодые реформаторы, и их, подавляю-щие всех инакомыслящих СМИ обличили бы выступавших и заклеймили
их как шовинистов, крайних радикалов и красно-коричневых. Ныне эти ра-дикалы угрюмо молчат, а идеи национального самосознания, самобыт-ности, уважения к собственному прошлому все шире овладевают народом и его руководителями, выразителями духовных чаяний, независимо от политического спектра. Это создает благоприятный климат и возможность для утверждения и распространения русской национальной школы. Обра-тите внимание какой положительный национальный дрейф совершили на-ши губернаторы будь они сине-бело-красного или одного красного оттенка.
Вот только что прошел расширенный секретариат Союза писателей в Вологде при участии губернатора Позгалева, посвященный своеобразию Вологодской литературной школы, протянувшей нить своего влияния от Даниила Заточника, протопопа Аввакума, Батюшкова, Николая Клюева, Александра Яшина, Федора Абрамова, Николая Рубцова к Василию Белову и Ольге Фокиной, к другим талантливым современникам, проникнутым православием, изумительной красочностью и сочностью русского слова, народной традиции.
Губернатор показал нам прекрасное учебное пособие для 5-классников, подготовленное профессором Камкиным "Истоки. О чудесах России", где представлены великие изобретения и свершения нашего чело-века. Изба и Кремль, вологодская вышивка и храм Покрова на Нерли, Со-ловецкий монастырь и первый в мире космический спутник. Это абсолютно правильных ход - вплести в ткань мировых достижений и шедевров и на-ши русские ценности.
Хрестоматия - учебное пособие журнала "Наш современник" подго-товлено И. Стрелковой. Учебник по литературе XIX века - проф. Лебедева из Костромы.) Такие учебники и пособия созданы и в других местах и мне кажется, одной из главных задач центра Русская национальная школа и Министерства образования - собрать эти учебники и пособия и поддер-жать их.
Два предмета - особая забота Союза писателей России - русский язык и литература и история Рос-сии.
Это краеугольные камни национального образования. И оба из них пытаются подменить искусственными пустотелыми конструкциями. В про-блеме языка до сих пор главным является его засорение чужесловием, в пер-вую очередь, американизмами.
Мы проводили, как известно, вторую Соборную встречу, посвящен-ную защите русского языка. К сожалению, закон об этом так и не был при-нят Думой.
Надо воспользоваться президентской кампанией и направить это предложение каждому претенденту и руководителю думской фракции.
Что касается литературы, то мы хотели бы обратить ваше внимание на журнал "Роман-газета XXI век" и его подзаголовок "Путеводитель рус-ской литературы", соединяющий ценности сегодняшней отечественной ли-тературы и классики. Наверное, сюда принадлежит и лучший журнал со-временной литературы "Наш современник".
Та же Вологодская школа, а также В. Распутин, В. Лихоносов, Крупин, Е. Носов, П. Проскурин и другие духовные писатели России, следую-щие ценностям православия, вернулись к исторически стержневой теме рус-ского человека - проблеме духовности, поиску пути, на котором он может спасти свою бессмертную душу.
Очень важное место в системе Русской школы должна занять малая Родина, т.е., то место, где родился и живет наш школьник, гражданин Оте-
чества (история, какие там птицы, деревья, цветы, люди, участие в делах боль-шой Родины - знать русскую провинцию).
Отдел Религиозного Образования и Катехизации (c)
Оформление: Симфония
|