ССЫЛКИ МЕРОПРИЯТИЯ-КОНФЕРЕНЦИИ БИБЛИОТЕКА РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ ГИМНАЗИИ И ЛИЦЕИ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРАВОВАЯ БАЗА ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОБ ОТДЕЛЕ ВЫСОКО-ПЕТРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ НОВОСТИ И ОБЪЯВЛЕНИЯ

 
Отдел Религиозного Образования и Катехизации
 
 



 
Высоко-Петровский Монастырь


Дополнительные разделы:


Перед пешеходами Москвы, с какой бы стороны они ни приближались к месту пересечения улицы Ппрокки с бульварным кольцом, еще издали возникает неожиданно привлекающий внимание стройный силует ажурнон колокольни с золоченым сияющим куполпм. высоко парящим над окружающими зданиями. Так заявляет о себе Высоко-Петровский монастырь, архитектурнын ансамбль киторого складывался на протяжении нескольких веков.

Монастырь возник в числе первых пяти монастырей Москвы конца XIII — начала XIV века. Основателем обители был святитель Петр, первый митрополит Московский и Всея Руси.

В 1325 году митрополит Петр по просьбе московского князя Иоанна Даниловича (Калиты) перенес свою кафедру из Владимира-на-Клязьме в Москву и этим способствовал превращению Москвы в церковную, а затем и государственную столицу Руси — собирательницу русских земель.

После преставления митрополита Петра в 1326 г. у его раки часто происходили исцеления больных и другие чудеса, и на этом основании он был причислен в 1327 году к лику святых местным Владимирским Собором.

Вскоре после этого построенный митрополитом Петром деревянный Петропавловский собор был переосвящен Иоанном Калигой во имя его основателя, и монастырь стал именоваться Петровским.

В 1514 — 1517 годах итальянский зодчий Алевиз Фрязин (Новый) возвел вместо деревянного каменный храм во имя иервосвятителя Петра, митрополита Московского, который стал прообразом столпообразных храмов аналогичной архитектуры в русском зодчестве.

Вторая половина и особенно конец XVII века были счастливым временем для обители, вре- менем ее процветания, благоустройства и расширения се пределов.

В 1684 году Петру I Боголюбским монастырем был подарен список с чудотворной Боголюбскон иконы Божиеи Матери. И тогда царь Петр I повелел построить на месте разобранных деревянных строений и церкви и честь Покрова Пресвятой Богородицы по северной границе монастыря новый каменный пятиглавый храм в честь подаренной ему иконы.


В его архитектурном облике заметен переход от зодчества с элементами русского узорочья к получившему широкое распространение в XVII веке в строительстве храмов архитектурно му стилю т.н. "нарышкинского" или "московского" барокко. Под сводами храма в честь Боголюбской иконы Божиеи Матери было захоронено 18 родственников Петра I из рода Нарышкиных, и том числе его дед но матери Кирилл Полуэктокич и бабка Анна Леонтьевна. При Петре I в монастыре построены Святые врата с надвратным храмом в честь Покрова


Пресвятой Богородицы и ажурной двухъярусной колокольней над ними.

В то же время в монастыре между северным и южным двором был построен храм во имя преподобного Сергия Радонежского (тому была особая причина: юный царь Петр вместе со своими родственниками и 1682 и в 1689 годах скрывался от бунтовапишх стрель цов в Троице Сергневои лавре под локропом святого преподобного Сергия).

В конце XVII — начале XVIII века территория монастыря была обнесена ограднои стеноп, южный отре- зок которой был украшен зубцами наподобие кремлевской стены. Этот факт, а также наличие на верхней оконечности креста храма по имя преподобного Сергия изображения царской коропы, являлись свидетельством особой близости Высоко-Петровского монастыря к царской особе и его статуса «государевой молельни».

В царствование Елпзапеты Ппрокны в монастыре были возведены дне ионые церкви. Первая — в честь Толгской иконы Божисй Матери, была построена в 1744 - 1750 гг. статс дамой Н.Л.Нарышкиной в память спасения Петра I в Троице-Сергиевой Лавре 8 августа 1689 года — в день чествования этои иконы.

Другая церковь — во имя преподобного Пахомия Великого — построена в 1753 — 1755 гг. на ножертвованпя настоятеля монастыря архимандрита Пахомия. По своему внешнему облику она может быть отнесена к сооружени- ям школы архитектора Д.Ухтомского, о чем свидетельствуют характерные детали архитектуры храма.

Храм
С 60-х годов XIX века, благодаря деяниям митрополита Филарета (Дроздова), монастырь стал признанным центром духовного просвещения русского общества. В бывшем храме во имя преподобного Пахомия Великого разместилось организованное митрополитом Филаретом и возглавляемое им «Общество дюбителеи духовною просвещения». Там же находилась с 1864 по 1903 гол и библиотека Общества.

С октябрьским переворотом 1917 года для Высоко-Петровского монастыря наступили самые мрачные и трагические времена в его многовековой истории.

Тем не менее, в этих тяжелых условиях, Высоко-Петронскому монастырю суждено было пережить короткий период удивнгельного духовного подъема.

По инициативе и иод руководством настоятеля Высоко-Петровского монастыря архиепископа Варфоломея (Дроздова) в 1920 — 1922 годах здесь возобновились, хотя и в более скромном объеме, занятия Московской Духовной Академии, изгнанной властями из Троине-Сергиевой Лавры. Позднее, как указано в «Материалах Поместного Соборао, до 1926 года в монастыре функционировали богословско-пастырские курсы. В 1923 году после закрытия Зосимо- вой пустыни се старцы нашли приют в Высоко-Петровском монастыре. Это еще более подняло духовный авторитет и влияние атой обители. В годы гонений насельники, священнослужители и прихожане храмов монастыря подверглись репрессиям, из-за чего молитвенная жизнь в нем постепенно стала угасать, В 1929 году «по настоятельным просьбам трудящихся» был закрыт последний действовавший в монастыре храм в честь БоголюбскоЙ иконы Божией Матери. Из этого храма-усыпальницы бояр рода Нарыпгкиных удалили надгробия, и там разместился завод по ремонту ссдьскохояяйст венной техники.

В храме во имя преподобного Сергия Радонежского обосновался механический завод. Из бесед с очевидцами известно, что территория Высоко-Петровского монастыря в те времена была засыпана местами до двух метров слоем земли и мусора, свозимых из других мест, в том числе — из строившегося метрополитена. На свободных от строений участках беспорядочно росли деревья и кустарники, в осеннее время года из обильно произраставшей трапы сметались стога сена. Во всем наблюдалась картина неухожен- ности, неустроенности и беспорядка.

В результате перестроек и перепланировок многие строения монастыря оказались к 1950 году п аварийном состоянии. В 1959 году решением Моссовета все учреждения и жильцы были выселены, а монастырь передан Министерству культуры. Тогда в храме во имя преподобного Сергия Радонежского была устроена репетиционная площадка танцевального ансамбля "Березка", в братских кельях поместили администрацию Государстиенного литературного музея. В других строениях размещались структурные подразделения Росизопропагапды, охраны памятникои культуры, мастерские.

КолокольняВ 1992 году отдельные строения монастыря были возвращены Церкви. В настоятельском корпусе разместился Синодальный От- дел религиозного образования и катехизапии Московского Патриархата. Таким образом Высоко-Петровский монастырь вноиь стал духовно-просиетительным и образовательным центром Русской Православной Церкви. В нем разместился ректорат и один из факультетов Российского Православного университета во имя св. ап. Иоанна Богослова (ректор — игумен Иоанн Экономлен). В трапезной храма но имя преподобного Сергия Радонежского был устроен временный алтарь, и там начались регулярные богослужения.

Указом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Высоко- Петровскому монастырю усвоен статус Патриаршего по дворья. Однако, несмотря на распоряжение Президента РФ от декабря 1994 года о передаче всего комплекса строений Высоко-Петроиского монастыря Церкви, территория и значшельная часть культовых сооружении обители до сих пор находится в ведении Министерства культуры РФ.

Благодаря усилиям Отдела религиозного образования и катехизацпи. возглавляемого игуменом Иоанном Окопом цепым), (он япляеи-н одновременно настоятелем Патрнар игего подворья в Высоко-Петровском монастыре), обители постепенно перелаются храмы, в которых проводятся нос становителъпые работы.

Особо примечателен своим убранством интерьер храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и по замыслу игумена Иоанна (Экономцева) он украшен керамическими иконами, исполненными замечательным русским художником Георгием Васильевичем Куприяновым. Куприянов Г.В. выпплиил эти работы безвозмездно и передал их в дар монастырю при ос- вящении храма I) 1996 году в престольный праздник, в день его трехсотлетия.

Клуб меценатов н благотворителей России (президейт Е.Ряпов) пожертвовал храму преп. Сергия Радонежского более двухсот старинных икон.

В настоящее время в монастыре регулярно совершаеться богослужение.






Начало   _ _ Новости   _ _ Высоко-Петровский_Монастырь   _ _ Об_отделе   _ _ Епархии   _ _ Документы   _ _ Высшее_образование   _ _ Лицеи_и_гимназии   _ _ Воскресные_школы   _ _ Рождественские_чтения   _ _ Дошкольное_воспитание   _ _ Библиотека   _ _ Мероприятия_конференции   _ _ Ссылки   _ _ Поиск   _ _


Отдел Религиозного Образования и Катехизации (c)
Оформление: Симфония

Hosted by uCoz