|
 
Высоко-Петровский Монастырь
Дополнительные разделы:
Перед пешеходами Москвы, с какой бы
стороны они ни приближались к месту пересечения улицы Ппрокки с бульварным кольцом,
еще издали возникает неожиданно привлекающий внимание
стройный
силует ажурнон колокольни с золоченым
сияющим куполпм. высоко парящим над
окружающими зданиями. Так заявляет о
себе Высоко-Петровский монастырь, архитектурнын ансамбль киторого складывался
на протяжении нескольких веков.
Монастырь возник в числе первых пяти
монастырей Москвы конца XIII — начала
XIV века. Основателем обители был святитель Петр, первый митрополит Московский
и Всея Руси.
В 1325 году митрополит Петр по просьбе московского князя Иоанна Даниловича (Калиты)
перенес свою кафедру из Владимира-на-Клязьме в Москву и этим способствовал превращению
Москвы в церковную, а затем и государственную столицу Руси — собирательницу русских земель.
После преставления митрополита Петра в 1326 г. у его раки часто происходили исцеления
больных и другие чудеса, и на этом основании он был причислен в 1327 году к лику святых
местным Владимирским Собором.
Вскоре после этого построенный митрополитом Петром деревянный Петропавловский собор
был переосвящен Иоанном Калигой во имя его основателя, и монастырь стал именоваться
Петровским.
В 1514 — 1517 годах итальянский зодчий Алевиз Фрязин (Новый) возвел вместо
деревянного каменный храм во имя иервосвятителя Петра, митрополита Московского,
который стал прообразом столпообразных храмов аналогичной архитектуры в русском зодчестве.
Вторая половина и особенно конец XVII века были счастливым временем для обители, вре-
менем ее процветания, благоустройства и расширения се пределов.
В 1684 году Петру I Боголюбским монастырем был подарен список с чудотворной Боголюбскон
иконы Божиеи Матери. И тогда царь Петр I повелел построить на месте разобранных
деревянных строений и церкви и честь Покрова Пресвятой Богородицы по северной границе
монастыря новый каменный пятиглавый храм в честь подаренной ему иконы.
В его архитектурном облике заметен переход от зодчества с элементами русского узорочья
к получившему широкое распространение в XVII веке в строительстве храмов архитектурно
му стилю т.н. "нарышкинского" или "московского" барокко. Под сводами храма в честь Боголюбской
иконы Божиеи Матери было захоронено 18 родственников Петра I из рода Нарышкиных,
и том числе его дед но матери Кирилл Полуэктокич и бабка Анна Леонтьевна.
При Петре I в монастыре построены Святые врата с надвратным храмом в честь Покрова
Пресвятой Богородицы и ажурной двухъярусной колокольней над ними.
В то же время в монастыре между северным и южным двором был построен храм
во имя преподобного
Сергия Радонежского (тому была особая причина: юный царь Петр вместе со своими родственниками
и 1682 и в 1689 годах скрывался от бунтовапишх стрель
цов в Троице Сергневои лавре под локропом святого
преподобного Сергия).
В конце XVII — начале XVIII века территория монастыря была обнесена
ограднои стеноп, южный отре-
зок которой был украшен зубцами наподобие кремлевской стены.
Этот факт, а также наличие на верхней
оконечности креста храма по имя преподобного Сергия
изображения царской коропы, являлись свидетельством особой
близости Высоко-Петровского монастыря к
царской особе и его статуса «государевой молельни».
В царствование Елпзапеты Ппрокны в монастыре
были возведены дне ионые церкви. Первая — в честь Толгской иконы Божисй Матери, была
построена в 1744 - 1750 гг. статс дамой Н.Л.Нарышкиной в память спасения Петра I в Троице-Сергиевой
Лавре 8 августа 1689 года — в день чествования этои иконы.
Другая церковь — во имя преподобного Пахомия Великого — построена в
1753 — 1755 гг. на ножертвованпя настоятеля монастыря архимандрита Пахомия.
По своему внешнему облику она может быть отнесена к сооружени-
ям школы архитектора Д.Ухтомского, о чем свидетельствуют характерные
детали архитектуры храма.
С 60-х годов XIX века, благодаря деяниям митрополита Филарета (Дроздова), монастырь
стал признанным центром духовного просвещения русского общества.
В бывшем храме во имя преподобного Пахомия Великого
разместилось организованное
митрополитом Филаретом и возглавляемое
им «Общество дюбителеи духовною просвещения».
Там же находилась с 1864 по
1903 гол и библиотека Общества.
С октябрьским переворотом 1917 года для Высоко-Петровского монастыря наступили
самые мрачные и трагические времена
в его многовековой истории.
Тем не менее, в этих тяжелых условиях, Высоко-Петронскому монастырю суждено было
пережить короткий период удивнгельного духовного подъема.
По инициативе и иод руководством настоятеля Высоко-Петровского монастыря архиепископа
Варфоломея (Дроздова) в 1920 — 1922 годах здесь возобновились, хотя и в более скромном
объеме, занятия Московской Духовной Академии, изгнанной властями из Троине-Сергиевой Лавры.
Позднее, как указано в «Материалах Поместного Соборао, до 1926 года в монастыре
функционировали богословско-пастырские курсы. В 1923 году после закрытия Зосимо-
вой пустыни се старцы нашли приют в Высоко-Петровском монастыре. Это еще более подняло
духовный авторитет и влияние атой обители. В годы гонений насельники,
священнослужители и прихожане храмов монастыря подверглись репрессиям, из-за чего
молитвенная жизнь в нем постепенно стала угасать, В 1929 году «по настоятельным просьбам
трудящихся» был закрыт последний действовавший в монастыре храм в честь БоголюбскоЙ
иконы Божией Матери. Из этого храма-усыпальницы бояр рода Нарыпгкиных удалили
надгробия, и там разместился завод по ремонту ссдьскохояяйст
венной техники.
В храме во имя преподобного Сергия Радонежского обосновался
механический завод. Из бесед с очевидцами известно, что территория
Высоко-Петровского монастыря в те времена была засыпана
местами до двух метров слоем земли и мусора, свозимых из
других мест, в том числе — из строившегося метрополитена. На
свободных от строений участках беспорядочно росли деревья и
кустарники, в осеннее время года из обильно произраставшей трапы
сметались стога сена. Во всем наблюдалась картина неухожен-
ности, неустроенности и беспорядка.
В результате перестроек и перепланировок многие строения монастыря
оказались к 1950 году п аварийном
состоянии. В 1959 году решением
Моссовета все учреждения и
жильцы были выселены, а монастырь
передан Министерству культуры. Тогда
в храме во имя преподобного Сергия Радонежского была устроена
репетиционная площадка танцевального ансамбля "Березка", в
братских кельях поместили администрацию Государстиенного литературного музея.
В других строениях размещались структурные
подразделения Росизопропагапды, охраны памятникои культуры,
мастерские.
В 1992 году отдельные строения монастыря были возвращены
Церкви. В настоятельском корпусе разместился Синодальный От-
дел религиозного образования и катехизапии Московского Патриархата.
Таким образом Высоко-Петровский монастырь вноиь стал
духовно-просиетительным и образовательным центром Русской
Православной Церкви. В нем разместился ректорат и один из факультетов
Российского Православного университета во
имя св. ап. Иоанна Богослова (ректор — игумен Иоанн Экономлен).
В трапезной храма но имя преподобного Сергия
Радонежского был устроен временный алтарь, и там
начались регулярные богослужения.
Указом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Высоко-
Петровскому монастырю усвоен статус Патриаршего по дворья.
Однако, несмотря на распоряжение Президента РФ от декабря 1994 года
о передаче всего комплекса строений Высоко-Петроиского монастыря Церкви,
территория и значшельная часть культовых сооружении обители до
сих пор находится в ведении Министерства культуры РФ.
Благодаря усилиям Отдела религиозного образования и
катехизацпи. возглавляемого игуменом Иоанном Окопом
цепым), (он япляеи-н одновременно настоятелем Патрнар
игего подворья в Высоко-Петровском монастыре), обители
постепенно перелаются храмы, в которых проводятся нос
становителъпые работы.
Особо примечателен своим убранством интерьер храма в
честь Покрова Пресвятой Богородицы. По благословению
Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и по замыслу
игумена Иоанна (Экономцева) он украшен керамическими
иконами, исполненными замечательным
русским художником Георгием Васильевичем
Куприяновым. Куприянов Г.В. выпплиил эти работы
безвозмездно и передал их в дар монастырю при ос-
вящении храма I) 1996 году в престольный праздник,
в день его трехсотлетия.
Клуб меценатов н благотворителей России (президейт Е.Ряпов)
пожертвовал храму преп. Сергия Радонежского более двухсот старинных икон.
В настоящее время в монастыре регулярно совершаеться богослужение.
Отдел Религиозного Образования и Катехизации (c)
Оформление: Симфония
|